Полет к Красной планете длится уже три с лишним месяца. До заветной цели еще миллионы километров. Внезапно команда попадает в нештатную ситуацию – на пути скопление астероидов. Чтобы его обойти, необходимо запустить двигатели и скорректировать курс. Но каждый литр топлива на счету. Позже его может не хватить для посадки.

Ждать консультации с Земли слишком долго – сигнал до ЦУПа идет около двадцати минут, а действовать надо решительно. Однако силы астронавтов на исходе. За сто дней миссии их мышцы атрофировались, а из-за неполноценного рациона сознание спутано. Что будет дальше, никто не знает. Подобный сценарий может развернуться в космосе уже в ближайшее время.

Полет в неизвестность

Джим Брайденстайн, возглавлявший НАСА в 2018-2021 годах, рассказал: «Мы нашли нечто, напоминающее жидкую воду, в двенадцати километрах под поверхностью Марса. Также мы выяснили, что под поверхностью планеты есть множество сложных органических соединений».

Высадка людей на Марс

Высадка людей на Марс

Вода, органика – что еще? В 2018 году американский зонд InSight во время бурения скважины в районе Окаменелостей Цербера внезапно засбоил. После случилось небольшое землетрясение. Это зафиксировал сейсмограф на борту аппарата. Откуда такая активность на якобы безжизненной планете? Дальше еще странность: датчики зонда уловили непрерывный сигнал на частоте 2,5 Гц. Кто и кому его передавал?
Джим Брайденстайн рассказал: «Чем больше мы ищем, тем больше находим. И сейчас у нас намечается первая в истории НАСА масштабная астробиологическая миссия. Ее результаты повлияют на освоение Марса».

Но первый в гонке за покорение Красной планеты – изобретатель и владелец корпорации SpaceX Илон Маск. Он говорит, что уже через пару лет каждый человек, кому это по карману, сможет разгуливать по соседнему небесному объекту.
Миллиардер рассказывает: «Наша цель – доставить на Марс необходимое количество груза и людей, чтобы как можно скорее превратить его в самоподдерживающуюся планету. Я думаю, что стать частью космической цивилизации – отличное будущее для каждого».
Маск уже давно строит многоразовые ракеты-носители и отправляет их на орбиту. Правда, не всегда удачно. Его Falcon 9 смог взлететь лишь с четвертого раза. На эту попытку он потратил $850 миллионов. Согласно расчетам, затраты на будущую марсианскую миссию можно сравнить с годовым бюджетом крупной страны.

Первый полет должен состояться в ближайшие пару лет. Успеют ли американцы за столь короткое время построить космический корабль и подготовить экипаж?

Несмотря на астрономические расходы, в ближайшее время Маск планирует отправить первый грузовой корабль на Красную планету, а еще через пару лет – аппарат с людьми. К 2050 году Марс будет населять миллион человек, уверяет американец.
Еще с детства Маск мечтал сделать человечество мультипланетным видом. Изобретатель уверяет, что на Земле может произойти глобальная экологическая катастрофа или разразиться ядерная война. Поэтому нам необходим запасной аэродром.
Он рассказывает: «Честно говоря, сегодня цивилизация не выглядит очень сильной. Если на Земле произойдет третья мировая, то лучше построить города на Марсе до ее начала, потому что потом такой возможности не будет».

Илон Маск собирается бежать с разрушенной Земли. Но парадокс в том, что условия на Марсе такие же, как после десятка ядерных войн. И подобных нелогичностей в проекте американца множество.
По подсчетам ученых, чтобы обустроиться на Красной планете, туда необходимо доставить миллиард тонн грузов. Однако тяжелые ракеты-носители сегодня могут выводить на орбиту в среднем 35 тонн груза. Получается, что на Марс придется летать 28 миллионов раз подряд или же надо запустить в его сторону целую армаду кораблей.

Успеют ли американцы за столь короткое время построить космический корабль и подготовить экипаж?

В 2019 году Маск продемонстрировал пятидесятиметровый макет звездолета Starship. Публике показали не только его, но и компьютерную графику, на которой корабль лихо отрывается от Земли и бороздит космические просторы. Ученые планируют, что корабль выведет на орбиту ракета-носитель (многоразовая) Falcon Heavy. После запуска ступень отделится от звездолета и вернется на нашу планету.
Чудо-ракета без труда поднимет в воздух двухсоттонный звездолет и 150 тонн груза. Такого еще не было в истории космонавтики. Чем тяжелее корабль, тем сложнее оторвать его от Земли. Чтобы преодолеть гравитацию и сопротивление плотной атмосферы, ракете требуется огромное количество топлива. Согласно расчетам, при старте стандартная ракета сжигает примерно тонну энергоресурсов в секунду. Запасы топлива добавляют лишний вес конструкции. Оно понадобится для полета и посадки на Красную планету.

Горючее планируется использовать привычное для космонавтики – метан и жидкий кислород. Маск разработал план, как запастись большим количеством топлива для межпланетного полета. Сначала стартует один Starship, выходит в верхние слои атмосферы и на время останавливается там. За ним стартует второй с топливом и другим полезным грузом. С него багаж перегружается на первый «Старшип».
Но одно дело говорить, другое – претворить планы в жизнь. В ноябре 2019 года, во время первого испытания на космодроме в Техасе, прототип «Старшипа» взорвался, даже не успев оторваться от земли. Авария произошла в процессе проверки топливного отсека.
Второе испытание состоялось в феврале 2020 года. Нижнюю часть корабля просто разорвало. Во время следующего запуска, 3 апреля, корабль в очередной раз загорелся и развалился на составляющие части. Интересно, на что надеется Маск?

Еще вопрос: почему для полета на Красную планету мультимиллиардер выбрал именно 2024 год? Связано ли это с загадочными сигналами на Марсе, сейсмической активностью, найденными органическими соединениями и водой? Или причина в другом? Дело в том, что примерно каждые два года третья и четвертая планеты от Солнца максимально сближаются. Если не произвести запуск в 2024-м, придется ждать 2026-го.
Во время так называемого «противостояния», когда Земля находится ближе всего к Марсу, расстояние между планетами лишь 55 миллионов километров. Когда они разлетаются друг от друга, то расстояние увеличивается до четырехсот миллионов километров.
От расстояния между небесными телами зависит продолжительность путешествия. Космические зонды долетают до Марса за срок от 128 до 333 дней. Но Маск каким-то образом обещает поездку всего за восемьдесят суток.

В космосе нет воздуха, поэтому корабль при движении не испытывает сопротивления воздушного потока. Он получает толчок во время старта и может перемещаться по инерции очень долго.
По расчетам ученых, скорость звездолета при этом будет составлять 20000 километров в час. Зная эти цифры и взлетев в момент максимального сближения двух планет, можно вычислить время пути. Получается, что дорога до Красной планеты займет четыре месяца. Это при условии, что звездолет не будет включать двигатели по дороге, чтобы не расходовать драгоценное топливо, и полетит по прямой. Хотя оба условия вызывают большие сомнения.
Срок полета может увеличиться еще и из-за того, что Марс постоянно находится в движении. Пока корабль летит на Красную планету, она удаляется от той точки, в которой он был во время запуска космолета. Получается, что транспортное средство как бы все время догоняет космического беглеца.

Что под силу современному звездолету?

Итак, стартовали, рассчитали курс, летим. Какие опасности подстерегают звездных путешественников в пути? В первую очередь это космическая радиация. Для сравнения: обычный житель Земли получает облучение в один миллизиверт в год. Космонавт на МКС зарабатывает 200 мЗв за это же время. Радиация в открытом космосе втрое больше, чем на МКС, то есть за год астронавт получит 600 мЗв. Допустимая норма для человека – 1000 мЗв за жизнь. После этого у него начинаются серьезные проблемы со здоровьем.

Предположим, реально дорога до Марса и обратно займет год, а не буквально пару дней, как рекламирует Маск. Плюс как минимум два года космический путешественник проведет на Красной планете, ведь окно между небесными объектами открывается только раз в два года. Считаем: 600 + 200 x 2 (радиацию на Марсе можно сопоставить с облучением на МКС) = 1000 мЗв. Как видим, обратно на Землю вернется труп.
Чтобы снизить уровень радиации, ученые предлагают утолстить стенки корабля. Их можно обшить алюминием или полиэтиленом, которые хорошо экранируют ионизирующие лучи.

Американские ученые предлагают конструировать магнитный зонт, который создал бы вокруг корабля такое же защитное поле, как магнитосфера Земли. Интересно, что эту идею они подсмотрели в научно-фантастическом сериале «Звездный путь».
Предположим, марсианской миссии все-таки удастся выйти в дальний космос. Но тут возникают новые сложности, например, проблемы с психикой. «Феномен Земли вне поля зрения» – так называется психическое расстройство, которое грозит астронавтам в космосе. Как только родная планета скрывается из вида, экипаж корабля испытывает сильное волнение и неконтролируемый страх. И это лишь одна неприятность, с которой столкнутся первые поселенцы на Марсе.

Еще одна опасность – долгая и вынужденная невесомость. Известно, что если человек не испытывает притяжения Земли, то он теряет 20% мышечной массы за две недели. Колонистам придется ежедневно по два часа заниматься физкультурой, чтобы предотвратить атрофию мышц, прежде всего, сердца.
В будущем ученые планируют создать систему искусственной гравитации на межзвездных кораблях. Чтобы ее получить, звездолету надо придать сильное ускорение, а потом резко затормозить. Эти маневры придется проделывать постоянно, то есть тратить топливо, которого нет.
Второй вариант: заставить космолет вращаться. Тогда гравитация будет возникать за счет центробежной силы. Но для этого диаметр корабля должен составлять не меньше двухсот метров, в противном случае пассажиров начнет укачивать и тошнить. Сомнительное удовольствие на целый год, после которого ступить на чужую планету будет невозможно, да и привести вестибулярный аппарат в порядок даже на Земле нереально. К тому же, диаметр «Старшипа» всего девять метров.

Маск утверждает, что полет на Марс можно будет сравнить с пребыванием на МКС. Но эта космическая станция находится лишь в 400 км от Земли. В любой нештатной ситуации космонавты могут покинуть станцию или обратиться за помощью к ученым на нашей планете. А вот если неполадки возникнут на марсианском корабле, то экипажу помогут разве что инопланетяне.
Чтобы избежать катастрофы, на корабль придется погрузить огромное количество запасных деталей и инструментов для ремонта. А это опять же лишний вес. Кроме того, астронавты могут просто запаниковать и не справиться с ситуацией. Они не смогут даже проконсультироваться с Землей. Чем ближе к Марсу, тем хуже связь. В одну сторону сигнал будет идти больше двадцати минут. А чтобы получить ответ, придется ждать аж сорок минут.

Для улучшения космической связи ученые предлагают установить спутники-ретрансляторы с лазерным оборудованием на орбите Земли. В августе 2020 года глава НАСА заявил об установке новейшей наземной оптической станции на Гавайях. Она будет принимать сигналы со спутников, а те получать их от космических миссий. Первый лазерный спутник планируют вывести на орбиту в ближайшее время. Однако никто не знает, успеют ли астрофизики отладить систему к 2024 году.

Отсутствие связи, наличие радиации и невесомости – это еще не самое страшное. Главный вопрос: чем космонавты будут питаться, что пить и чем дышать на корабле? Та же МКС оснащена системой регенерации воды, ее собирают буквально по каплям.

При электролизе вода будет расщепляться на кислород и водород, то есть с каждым разом количество кислорода, как и самой воды, будет уменьшаться. Сейчас водород выбрасывают за борт, но в перспективе его планируют раскладывать на углекислый газ и метан и получать из углекислоты дополнительный кислород. Но в любом случае рано или поздно закончатся и эти ресурсы.
Давайте рассчитаем, какое количество воды и кислорода потребуется погрузить на марсианский корабль. Запасы на МКС пополняют раз в полгода. На станцию доставляют пятидесятилитровый баллон с жидким кислородом и четыреста литров воды. Эти ресурсы рассчитаны на пятерых человек – при условии, что основным способом получения питья и кислорода являются все-таки системы регенерации. Илон Маск планирует отправить на Марс сотню людей. Чтобы добраться до Красной планеты, им потребуется двадцать 50-литровых баллонов с кислородом и 8000 литров воды. Итого девять тонн.

Напомним, что корабль Starship способен поднять полтораста тонн. А значит, на него можно будет погрузить запасы, которых хватит на дорогу туда и обратно и на два года жизни на Марсе. С кислородом и водой разобрались, переходим к третьему блюду.
Вес сублимированного блюда составляет от тридцати до пятидесяти граммов. Но для его приготовления потребуется большое количество воды. Замороженные продукты намного тяжелее. Среднестатистический человек на Земле употребляет десять килограммов пищи за неделю. Допустим, если в рационе астронавта будут не только готовые, но и сублимированные продукты, то эту цифру можно уменьшить вдвое.
Для полугодового путешествия одному человеку понадобится 120 килограммов еды, для ста людей – двенадцать тонн. На всю марсианскую миссию потребуется 74 тонны. Вместе с водой и кислородом это уже почти 130 тонн. С учетом того, что на Марс еще необходимо завезти инструменты и стройматериалы, корабль получается забитым до отказа.

Итак, долетят ли люди до Марса? Можно сказать наверняка, что астронавты не умрут от голода или жажды. Справиться с невесомостью и атрофией помогут физические упражнения. От радиации защитят материалы обшивки, а от потери связи – орбитальные ретрансляторы. Что дальше? Кто встретит команду на Красной планете? И встретит ли вообще?

Вторая Земля

На Марсе планируется найти все, что необходимо для жизни людей

На Марсе планируется найти все, что необходимо для жизни людей

Сложнее всего не долететь, а приземлиться на Марс. 60% международных миссий, которые благополучно добрались до Красной планеты, потерпели неудачу именно при посадке. Аппараты разбивались об огромные камни, пропадали в песчаных бурях и тонули в зыбучих песках.
В 2004 году марсоход Spirit сел нормально, потому что удары о поверхность смягчили похожие на шары надувные баллоны из прочной ткани. В 2012 году до Марса добрался модернизированный ровер Curiosity. Его спускали на парашюте. Из-за разряженной атмосферы купол почти не тормозил, приближаясь к грунту. На высоте нескольких десятков метров «Кьюриосити» включил собственные двигатели и плавно опустился на поверхность. Оба способа подходят для марсоходов, но не годятся для гигантских кораблей с людьми на борту.
Согласно самой популярной теории, звездолет включает двигатели и замедляется при подлете к Марсу. Он выходит на орбиту Красной планеты и уже оттуда спускает посадочные модули на грунт, как это происходило при полетах на Луну.

Маск уверяет, что его «Старшип» будет способен и сам примарситься. Но как это сделать, не до конца понятно. Чем больше масса корабля, тем большего размера нужны тормозные подушки и парашюты. Их надо доставить на этом же самом космолете, что очень энергозатратно. Более того, при посадке необходимо развернуть так называемый «тепловой щит», который нужен, чтобы создать дополнительное торможение. Вот только он очень сильно нагревает обшивку космолета и может за несколько секунд поджарить всю команду.
Помимо этих трудностей, на Красной планете очень сложный ландшафт, который с Земли изучить нельзя. Таких супертелескопов на сегодняшний день просто не существует. А при подлете будет уже слишком поздно, чтобы существенно скорректировать курс. Плюс непредсказуемая погода.

Смогут ли даже самые мощные двигатели плавно опустить на поверхность четвертой планеты многотонный корабль? У ученых нет ответа. Сам Маск не спешит раскрывать свои секреты. А может, он еще не знает, как его космический корабль будет примарсиваться? Или же американец вообще не собирается туда садиться?

Оказывается, Илон Маск стремится не только ввысь, но и вниз. В 2016 году он основал компанию, которая прокладывает тоннели. Изобретателю надоели бесконечные пробки в Лос-Анджелесе, и он предложил переместить весь транспорт под землю. На одной из пресс-конференций миллиардер даже пошутил, что его фирма перекопает весь Марс. Похоже, бизнесмен реально собирается возводить на Красной планете подземные города.

Какие трудности ждут человека на Марсе?

Итак, представим, что люди все-таки долетели до Марса, сели и ступили на его поверхность. Что же дальше? Первая опасность, с которой столкнутся астронавты на соседней планете, это марсианская пыль. У нее совсем другой состав, поэтому, попав в легкие, она может их повредить. Поскольку на Марсе слабая гравитация, то клубы пыли разлетаются во все стороны, а не оседают сразу на грунт.
Красная планета поразит гостей ураганными ветрами, песчаными бурями и низкими температурами по ночам. Есть съемки песчаных бурь, в которые попадал «Кьюриосити». Видео снято на краю кратера Гейла. Такие относительно небольшие бури регулярно случаются на этом космическом теле. А раз в три марсианских года его накрывает гигантский пылевой ураган. Он длится до двух месяцев. Согласитесь, есть определенная закономерность, будто какая-то неведомая сила управляет погодой.

Первое, что Маск собирается сделать на Марсе, это построить электростанцию, скорее всего, солнечную. Это позволит получить энергию, которая нужна для возвращения на Землю. Но песчаные панели будут регулярно засыпать панели солнечных батарей и перекроют доступ светила к энергоустановке. Другой вариант – оснастить станцию ядерными реакторами.

Ученые из Университета Вашингтона в Сент-Луисе подробно изучили геологию Марса. Специалисты пришли к выводу, что на Красной планете нет месторождений урана. Там могут быть залежи железа, кобальта, золота и меди. Металлов много, но печку ими не растопишь. Зато в 2003 году на Марсе обнаружили метан. Этот газ распределен по всей атмосфере.
Интересно, что до этого метан считали продуктом жизнедеятельности биологических организмов. Откуда он там взялся – загадка, но это потенциальное топливо. На метане и жидком кислороде летает большинство современных космических кораблей.
Чтобы возвести электростанции и базы, колонистам потребуются сверхпрочные стройматериалы. Работы осложнят резкие суточные перепады температуры – от минус 120 ночью до плюс 35 днем.

Маск планирует поселить колонистов под землей, это защитит новоявленных марсиан от суровых условий окружающей среды. Воду основатель SpaceX собирается получать изо льда, растапливая снежные шапки на марсианских полюсах.
Кислород будут закачивать в закрытые помещения. По мнению исследователей, на Красной планете построят купольные города. Дышать за их пределами не получится, ведь атмосфера Марса на 90% состоит из углекислого газа. Кроме того, в колониях начнут активно выращивать деревья. Предполагается, что однажды их станет так много, что они будут вырабатывать достаточно кислорода для преобразования тамошней атмосферы в близкую к земной.

Но возможно ли реализовать столь грандиозный проект? На деле все оказывается намного сложнее, чем на бумаге или в красивой графике. Почва Марса бесплодная. Кроме того, Красная планета не может удерживать плотную атмосферу, потому что у нее холодное и неподвижное ядро. Температура земного ядра достигает 6000 градусов, оно непрерывно вращается. Геосфера под мантией состоит из расплавленного железа. Пока она вертится и бурлит, в ней возникают электрические токи. Именно они и создают защитное поле Земли.
Работающее ядро можно сравнить с магнитом, вокруг которого формируется магнитное поле, которое отталкивает или притягивает предметы. У мертвого марсианского ядра нет ни тока, ни поля, ни атмосферы. Ученые не знают, почему остановилось сердце Красной планеты. Но когда оно билось, на Марсе были такие же условия для жизни, как и на Земле. Может, ядро специально отключили, пока внимание нашей цивилизации приковано к соседу?

Каких только чудовищ фантасты не поселяли на Марс? Разные причудливые создания стали героями не менее сотни романов. Первый из них – «Через Зодиак» – в 1880 году написал английский автор Перси Грег. В произведении он рассказывал о путешествии человека на Красную планету и его встрече с местными жителями. Ее населяли существа, похожие на людей, но только намного меньше.
Люди на Марсе будут предоставлены сами себе. Малейший конфликт может привести к катастрофе. Никто не знает, как поведет себя обычный человек, который окажется на чужой планете. Вчера он бравировал тем, что полетит покорять космос, а сегодня умоляет забрать его назад.
Согласно исследованиям, проведенным учеными из Центра регенеративной медицины Университета Уэйк-Форест в Америке, астронавтам грозит не только слабоумие и потеря памяти, но еще и резкое снижение иммунитета. Кроме того, колонизаторы не застрахованы от нештатных ситуаций. Вышел в песчаный буран – и не вернулся назад.

Астрофизики уверяют, что разработают для Марса невероятно прочные, удобные и безопасные скафандры. Их создадут на основе тех, что сейчас готовят для Луны. В октябре 2019 года НАСА презентовало два скафандра для лунной миссии: белые для работы в открытом космосе, оранжевые для пребывания внутри космического корабля.
Во время опасной ситуации костюм, предназначенный для внутреннего пользования, с помощью шланга подключается к системам жизнеобеспечения на корабле, например, к подаче кислорода.

Американскую версию скафандра раскритиковал наш разработчик оборудования Николай Моисеев. По его словам, он испытывал эти модели еще двадцать лет назад. С тех пор в космических костюмах мало что изменилось. Создатели добавили электронику и шарниры на штанины и рукава, которые не упрощают, а наоборот, усложняют передвижение астронавтов. Выходит, в НАСА поменяли разве что дизайн.
Где NASA, там и Илон Маск. Мультимиллиардер представил свою модель скафандра для работы внутри космического корабля. В отличие от версии космического агентства, костюмы главы SpaceX не оранжевые, а белые, что еще больше путает. Секреты новинки изобретатель снова не стал раскрывать, ограничившись лишь тем, что модели выглядят легче, чем их устаревшие прототипы.
В Интернете скафандры от Маска уже окрестили «костюмами для огорода». На это сравнение пользователей натолкнули черные сапоги, похожие на резиновую обувь, которую надевают в плохую погоду для прополки грядок на даче. Вот только защитят ли модные новинки колонизаторов Марса?

«Маршрутка до Марса» – ученые обещают, что уже в 2050 году на Красную планету будет стартовать по три звездолета в день. И первые билеты обойдутся желающим по $500000. Но со временем цены упадут до $100000. Полет обратно в подарок. Но состоится ли он?
Если колонизаторы все-таки выживут на Марсе, то не факт, что они смогут вернуться домой. Во-первых, никто не знает, хватит ли у них топлива на обратную дорогу. Во-вторых, не факт, что корабль сможет стартовать с Красной планеты. Ни один наш аппарат еще оттуда не вернулся.

Еще один вопрос: не встретят ли люди на Марсе местных жителей? Нет, не страшных существ со щупальцами и одним гигантским глазом. Это могут быть, скажем, смертоносные бактерии. Не темнит ли Илон Маск, обещая колонистам возвращение домой? Его предшественники были более откровенны. В 2010 году Исследовательский центр Эймса предложил безвозвратно отправить людей на Марс. Это сократило бы расходы на космическую программу. Каждые два года с Земли стартовала бы новая миссия с людьми и запасами продуктов, техники и воды.
Спрашивается – зачем тогда улетать? Работа под боком – живи и радуйся. Построй дом, обзаведись семьей и детьми. По мнению футурологов, колонисты через несколько поколений, может, и захотят, но уже не смогут вернуться на родину предков. Их организмы перестроятся под условия Красной планеты. Из-за слабой гравитации у жителей Марса изменятся тела. Внешне они будут напоминать баскетболистов с бочкообразной грудью. Также у коренных марсиан изменятся черты лица и разрез глаз. А еще они облысеют.
Для потомков колонистов Земля будет так же непредсказуема и опасна, как сейчас Марс для землян. Илон Маск как будто не догадывается, что ожидает нас на Красной планете. А может, все его планы – лишь грамотная рекламная акция, направленная на раскрутку собственных компаний?

Сейчас американец получает огромные суммы от инвесторов, в том числе от государства. Ему удавалось привлекать вложения даже в период острой фазы пандемии коронавируса, когда многие финансисты свернули активность.
Но чем же бизнесмен заинтересовал госструктуры? Во-первых, под именем Маска могут продвигать сомнительные идеи и проводить рискованные эксперименты. Вспомним, что у ученого взорвались три ракеты Falcon и столько же прототипов Starship. Публика отнеслась к этому философски, мол, бывает.
Если бы подобные катастрофы произошли на официальной площадке НАСА, разразился бы грандиозный скандал. Те же поклонники Маска начали бы возмущаться, кого берут на работу в космическое агентство и на что уходят деньги налогоплательщиков. Во-вторых, передовые космические разработки можно использовать в военных целях.

Возможно, Маск и вовсе не собирается никого никуда отправлять. Главная задача его компаний не освоение Марса, а освоение грантов. Тем временем изобретатель уже обозначил цены на космический вояж. Полет на четвертую планету и обратно обойдется в $500000. И хотя точные сроки межпланетного путешествия еще не известны, билеты могут появиться в продаже уже сейчас.
Это не значит, что человечество никогда не доберется до вожделенной цели. Просто это произойдет не в двадцатых, а в сороковых, а то и значительно позже. Тогда мы наконец точно узнаем, есть ли жизнь на Марсе.
Сегодня десятки изобретателей демонстрируют американским налогоплательщикам макеты кораблей, образцы двигателей и прототипы суперскафандров. Выглядит красиво, но увидят ли эти разработки свет и тем более в заявленные сроки? Есть сомнения. Вероятно, цель подобных проектов одна – обогатиться за счет спонсоров.