Социальные страхи наиболее распространены среди студентов-психологов. Данное утверждение подтверждают многочисленные исследования литературы о специфике страхов.

Страхи психологов

Проходя путь профессионального становления, студенты вынуждены преодолевать свои страхи в студенческой жизни. Со временем, это перерастает в социально-психологическую проблему.

общение с преподавателем

общение с преподавателем

В ходе обучения в институте, у молодых людей проявляются свои возрастные особенности, которые накладывают определенный отпечаток, выражающийся в страхе общения с преподавателями, прохождения собеседований, и общения с незнакомыми людьми. Результатом такого эмоционального состояния становится развитие социофобии – страха перед вниманием окружающих людей к своей личности, во время выполнения общественных действий.

Социальный страх – страх воздействия на личность со стороны социальных объектов и внешних ситуаций. Социальные страхи основаны на внимание социума к личности при общественных действиях (выступление перед широкой публикой), действиях, сопровождаемых нахождением в общественных местах и столкновением с посторонними людьми (боязнь нахождения в общепите, бассейне). Даже простой разговор с незнакомым человеком затруднителен для объекта. Нахождение в центре внимания – частая причина социальных страхов, люди стараются избегать подобных ситуаций, дабы не услышать негативную критику в свой адрес.

Студенты-психологи наиболее подвержены такой классификации социальных страхов, как боязнь зависимости от кого-либо и агрессофобия. Они боятся агрессии со стороны посторонних людей. Боязнь оказаться в зависимом положении от человека, отталкивает их от новых знакомств, и развития человеческого общения.

Также, одними из наиболее развитых страхов являются панофобия и мистические страхи. Боязнь оказаться околдованным, вера в нечистую силу – все приводит к тяжелому психоэмоциональному состоянию. Люди не могут воспринимать свои мысли и зависимость от вредных привычек – наркотики, алкоголь, курение, переедание. Негативное воздействие со стороны могло породить у студентов мистические страхи, что довольно интересно, ведь годы прохождения профессиональной подготовки в области психологии, обязаны были исключить у студентов боязнь сглаза, наложения порчи, и прочих суеверий.

Какие страхи у начинающих психологов?

Отдельного пристального внимания требуют характерные страхи юных психологов:

  • воздействие гипноза – боязнь потерять контроль над своим сознанием;
  • сохранение себя – боязнь потерять черты своего характера, свою индивидуальность;
  • дипсихофобия – страх оказаться пациентом, которому нужна помощь, и перестать быть специалистом по психологии.
социальный страх

социальный страх

Материализация нехороших мыслей и преставление все наяву – мысли, постоянно возникающие в сознании человека, и грозящие воплотиться в реальности.

Студенты подвержены еще одному не менее важному страху – демофобии. Массовые скопления народа, толпы – все это вызывает мысли о невозможности найти выход из этого скопления людей. Боязнь оказаться под ногами, быть раздавленным при панике в толпе и ее движении.

Подводя итоги по видам социальных страхов, можно с уверенностью сказать, что студентов больше всего беспокоят ситуации тестирования их умственных способностей, признания в своих чувствах и оценка их знаний. Период социального взросления и развития, а именно, периоды в юношестве, интимно-личностное общение с противоположным полом, понимание значимости учебно-профессиональной деятельности – все это оказывает многогранное воздействие на социальное развитие студентов.
Личностные страхи, присутствующие в жизни большинства студентов:

  1. Нозофобия – страх перед болезнью самого человека и его близких людей. Данное направление страха присутствует в обществе всегда. Возрастает при развитии эпидемий и массовых заболеваний. Человек перестает противостоять закравшемуся в его сознание страху, и не оказывает особого сопротивления болезни. Позитивный настрой способен противостоять негативному психологическому воздействию.
  2. Зоофобия – боязнь определенного живого существа. Наиболее распространенными представителями данной фобии являются – клещи, тараканы, черви, змеи, пауки. Корни страха идут из детства, после получения укуса, или нападения со стороны животного. Просмотр фильмов ужасов в детском возрасте, также может оставить свой отпечаток на подсознании ребенка, вследствие чего развивается фобия по отношению к животным. В сознательном возрасте страх проявляется при неприятном виде, или движении животного (змеи). Начинается паника, что человеку могут нанести физический вред (клещи, ядовитые пауки).
  3. Акрофобия – страх нахождения на высоте. В более запущенных случаях проявляется боязнь нахождения человека на лоджии, или городском мосту.
    В голове возникают мысли о возможности упасть и разбиться при падении.
  4. Редингофобия – боязнь масштабных явлений природного характера.
    Страх оказаться без дома из-за наводнения, паводка. Смерчи, землетрясения тоже входят в эту группу. Сила природы – это всегда страшно, и редингофобия имеет основания для своего существования.
  5. Аутофобия (изолофобия или монофобия) – страх остаться в полнейшем одиночестве. Возникает после сильного эмоционального потрясения и стресса. Конфликт в детском возрасте, нервная ситуация в юношестве, или же пережитый стресс во взрослой жизни – могут сделать свой отпечаток на психоэмоциональном состоянии человека на всю его жизнь.
  6. Фазмофобия – боязнь потусторонних сил и явлений. Страх перед пришельцами, духами с другого мира, приведений – может основываться на богатых фантазиях. Зачастую основой служат книги и фильмы фантастического жанра. Страх также может брать свои корни из детства.
  7. Пирофобия – страх огненной стихии. Человек боится получить ожог, или же умереть в огне. Страх потери своего дома при пожаре, тоже относится к пирофобии. Воздействие вешних источников информации (новости, фильмы, радио) может стать причиной возникновения фобии.
  8. Одонтофобия – страх посещения стоматологических клиник. К фобии относится и простое лечение зубов, и даже посещение кабинета дантиста. Запах медикаментов в клинике по лечению зубов, звук инструментов, процесс лечения – все вызывает беспокойство у человека.
  9. Никгофобия – боязнь отсутствия света, нахождения в полной темноте. Возвращается при приближении ночи. Появляются мысли, что в темноте кто-то есть, и человека могут схватить, напасть на него.
  10. Гидрофобия – боязнь нахождения в воде. Фобия может касаться как плавания, так и нахождения на глубине. Если человек помнит, как он тонул в детстве, или же видел тонущего – это может стать причиной развития Баттофобии.
  11. Бронтофобия – страх удара молнии, дождя с грозой. Возникает страх умереть от удара молнии при попадании в человека.
  12. Авиафобия – страх авиаперелетов. Мысль о том, что может произойти авиакатастрофа, и ты не можешь ничего предпринять – приводят к панике. Молодыми студентами были замечены такие дополнительные страхи, как неожиданные знакомства на улице, вид крови, боязнь острых предметов, страх перед микроорганизмами.

Следует обратить внимание на страхи, проявляющиеся во время учебной деятельности.

Боязнь новой работы (неофобия, эргофобия). Студенты переживают о своем неизвестном будущем. Основными причинами для беспокойства психологов являются: Получится ли у них найти работу по своей специальности? Хватит их знаний и умений, чтобы работать по профессии? Смогут ли к ним относиться серьезно? Справятся ли они со своими обязанностями психологов? Смогут ли помочь своим клиентам? Обучающая программа в институте включает в себя соответствующие практики для студентов. У юных специалистов должно сформироваться представление о характере их будущей профессии. Студенты начинают еще больше беспокоиться о своей неграмотности и отсутствия опыта в области психологии, и их фобии начинают прогрессировать.

Стоит ли бояться учебную программу?

Страх не справиться с учебной программой института. Несмотря на то, что обширные учебные знания систематизированы, очень трудно усвоить все их ответвления, пересекающиеся с другими предметами. Зачастую студенты-психологи начинают путаться во время наслаивания одних знаний на другие. Те студенты, которые допускают пробелы в своих знаниях, сталкиваются с еще большими проблемами. Также, в ходе обучения, из-за недостатка книг и учебных псобий на русском языке, психологам зачастую приходится изучать иностранную литературу. Страх о своей неосведомлённости и отсутствие определённых знанию по ключевой теме, еще больше пугают студентов.

Можно с уверенностью сказать, что в период обучения в институте, студенты подвержены воздействию страхов различной природы своего происхождения. Разнообразные фобии, основанные на своих домыслах, требованиях от окружающих людей и обстоятельств, проявление самостоятельности и принятие решений – все это окружает молодых студентов-психологов длительное время.